Жилые дома в СЗАО стоят на месте бывших складов со снарядами
Ирина Власова
«Мой район»
19 марта 2010
В среду во время ремонта теплотрассы на проспекте Маршала Жукова рабочие нашли склад боеприпасов: 916 снарядов времен Великой Отечественной войны.
Сотрудники МЧС вытаскивают ржавые снаряды из котлована около дома 20. Снаряды нашли в среду утром, а вывозили их до самого вечера. Фото Евгения ГЛАДИНА
Несмотря на то, что пролежали под землей почти 70 лет, они все еще могли взорваться. Это самая крупная, но не последняя находка боеприпасов военного времени в этом районе, считает Георгий Куманев, руководитель центра военной истории России.
УГРОЗА. Среди 916 найденных на проспекте Маршала Жукова снарядов были в основном 76-миллиметровые снаряды, а также 122- и 152-миллиметровые. 40 снарядов были с взрывателями, а значит, могли взорваться при разминировании. Но даже снаряды без взрывателя представляли опасность. «Напичканные взрывчаткой, поврежденные ржавчиной, они могли взорваться и разрушить соседние дома, могли быть жертвы», — говорит Георгий Куманев. Общая мощность снарядов составила 500 килограмм в тротиловом эквиваленте. Место находки оцепили, движение на участке проспекта Маршала Жукова перекрыли в обе стороны, из-за чего к вечеру на подъездах к проспекту образовались пробки из троллейбусов, автобусов и автомобилей. Снаряды доставали из котлована и грузили в «КамАЗы» до самого вечера. Все найденные снаряды специалисты МЧС вывезли на подмосковный полигон Алабино.
Террористы закладывали меньше
500 кг тротила — мощность снарядов, найденных на проспекте Жукова.
350 кг тротила — мощность взрыва под домом на улице Гурьянова в 1999 году. Тогда рухнули два средних подъезда 9-этажного дома. Погибли 100 человек.
«Москву» заминировали летом 2005 года в фундаменте гостиницы «Москва» во время перестройки нашли ящики с тротилом. Больше 1000 кг. В 1941 году советское командование решило заминировать несколько зданий в центре Москвы, в которых могли бы поселиться немецкие генералы, если бы захватили город. Карты заминированных зданий либо не было вообще, либо ее потеряли.
ОБЫЧНОЕ ДЕЛО. Жителей двух пятиэтажек эвакуировали в соседнюю школу. По квартирам ходили милиционеры и предлагали покинуть дом, захватив на всякий случай деньги, документы и ценные вещи. Но не все согласились уйти из квартир.
«Под нашим домом снаряды находят уже третий раз за десять лет, — сообщает Ирина Мишкова из дома №20, корпус 1. — Не по себе от того, что твой дом может взорваться в любой момент».
ТЫЛ. Современный Северо-Западный округ Москвы был ближайшей к фронту местностью во время оборонительных боев за столицу в декабре 1941 года. Поэтому туда свозили боеприпасы и устраивали временные склады, говорит Сергей Шведов из Музея истории Москвы. Горожане строили там оборонительные рубежи — рыли траншеи, устраивали хранилища боеприпасов. Но в суматохе не всегда эти постройки и оружие передавались военным. Во время наступления склады с артиллерийскими снарядами тоже могли бросать, когда получали приказ командования двигаться ближе к фронту, объясняет Шведов. Со временем бесхозные склады засыпало землей, некоторые оказались под завалами разрушенных после налета немецкой авиации зданий, и про них просто забыли. Только с 2007 года при строительных работах в Щукино и Хорошево-Мневниках снаряды и мины находили двадцать раз. Сколько еще ненайденных боеприпасов осталось на северо-западе столицы — неизвестно.
«Я этих бомб и в войну не боялась, а теперь тем более».
Анна Якушина, 86 лет. В 1941 году она работала на заводе, который производил боеприпасы, — полировала снаряды. Она не стала эвакуироваться из дома, потому что ей трудно спускаться с пятого этажа по лестнице.
———————
вечно больным, чтобы 70-80% его дохода возвращалось хозяину через
пищевую, косметическую и фармацевтическую промышленность…
А в возрасте 50 — 60 лет раб должен умереть, чтобы новое поколение рабов
кормило рабовладельцев, а не предыдущее поколение рабов, вышедшее на
пенсию
(с) Мировое правительство. Хьюстонский проект
я тебе не нравлюсь? кликай!
———————
…не напрягайся пацанчик,мы не за тобой…
Тебе нехуй делать там, где ты хуйней занимаешься, а здесь тебе есть че делать! © Ноггано
———————
И всё время говорила:
-«Я — прекрасная пора,
Хоть и дождь идёт с утра,
Но всё больше золотая
И красивая такая.
Я, конечно, не весна,
Но чувств и нежности полна».
———————