Почти в каждом американском городе есть такое явление как “old town” — исторический квартал или даже парочка. Так вышло, что в Нью-Йорке, самом большом мегаполисе США старого города в привычном понимании нет. Зато “олд таун” нашёлся в самом отдалённом и малонаселённом районе-острове Staten Island, куда туристы в принципе не добираются. А зря, ведь по дороге туда можно совершенно бесплатно увидеть статую Свободы, за что обычно просят четверть сотни долларов! Поэтому вот вам сегодня совершенно иной Нью-Йорк! Добро пожаловать в американское Бутово!
Фото и текст: Александр Беленький
Нью-Йорк хорошо смотреть в кино, в жизни же это безумный бурлящий поток, броуновское движение, бардак. Ну примерно то же самое, что в Москве. Города удивительно похожи друг на друга, при том, что они совершенно, абслолютно разные.
Здесь также паркуются, на тротуарах и в два ряда.
Здесь половина машин — битые.
И бухают на улицах. Украинскую горилку!
Здесь всем некогда решать свои проблемы, проще повесить бумажку, что знаешь о них.
Единственное, что случилось с Нью-Йорком за два года — появились зелёные такси. И не потому, что жёлтые всех задолбали и нужно менять облик города. Зеленушечки это самое последнее, что сделал Макйл Блумберг на мэрском посту. Оказывается, знаменитые жёлтые кэбы ходят только по острову Манхэттен и за его пределы не выезжают. Теоретически, могут, но это будет стоить вам так дорого, что дешевле никуда не ездить. А за пределами Манхэттена вы такси не могли поймать вовсе. яЗелёные же ездят по всему городу, и совсем по другим тарифам.
Нью-Йорк, конечно, не Америка, как и Москва не Россия. Но на безрыбье всё равно остался на один лишний день в городе и пошёл гулять.
Коммунальный огород в Нижнем Манхэттене. Каждый может прийти, получить бесплатно кусочек земли и вырастить морковку. Или помидоры.
Итак, я решил отправиться на остров Стейтен. Казалось бы, почему в развитой стране в 21 веке в крупнейшем городе мира надо на остров плыть на корабле? Почему не может быть тоннеля, моста, в конце-концов? Автомобильный мост есть, даже два. Но они соединяют сушу с Бруклином или даже соседним штатом Нью-Джерси, а паром ведёт прямиком к Манхэттену. Туннель тоже планировался, строить его начали ещё в 1923-м году. Было пройдено всего 45 метров, после чего строительство остановили. Сейчас он заброшен.
В-общем, власти Нью-Йорка посчитали, что паром для пассажирских перевозок выгоднее всего, и он ходить по сей день. Два раза в час. Бесплатно!
Можете ли вы представить себе, чтобы у нас в городе кто-нибудь построил бы бесплатную ветку метро из какой-нибудь Балашихи, лишь бы сотни тысяч людей оттуда не приезжали в и без того забитый центр каждый день на машине! Да, это хороший сдерживающий фактор, ведь мосты в Нью-Йорке платные!
Паром на Стейтен айленд представлялся мне себе ржавым корытом, которым никто не пользуется. Толпу вы уже видели. А вот паром. Огромный, серьёзный, океанский. Да на Канарских островах меньше!
Когда поток людей проникает внутрь, сразу видно, кто путешествует этим транспортом каждый день на работу, а кто турист и гость города. Местные садятся внутрь и читают газету, приезжие сразу бегут на открытую палубу.
Паромный терминал. Интересно, здесь до сих пор используют дерево на причале. Почему? Чтобы железный корабль не царапался при столкновении? Есть же резиновые покрышки, и американцы наверняка об этом знают. Нет, неспроста здесь такой недолговечный в условиях сырости материал. Должно быть что-то рациональное.
Соседний причал используется в туристических целях, отсюда уходят кораблики к статуе Свободы.
“Водное такси” на самом деле ещё один развлекательный кораблик. Он возит туристов на ту же Статую, а также вокруг Манхэттена, причаливая у разных его частей. Забавная штука, учитывая, что вы сможете посмотреть город с воды, а билет на весь день с неограниченным числом “поездок” стоит 30 долларов.
Сидеть внутри парома совершенно не интересно, пусть снаружи и дует. Второй раз в Нью-Йорке, и снова не везёт с погодой!
Проплываем остров со Статуей, на почтительном удалении. Разумеется, денег за просмотр не брали, с чего близко-то плыть? На самом деле, у парома скорее всего, большая осадка, и так близко к острову он пройти просто не может. Поближе статую мы рассмотрим на обратном пути.
Мы даже ненадолго входим в акваторию соседнего штата, Нью-Джерси. По сути, конечно, всё это давно слилось с Нью-Йорком.
Проходя мимо огромных грузовых судов, как бы вспоминаешь, что Нью-Йорк не только понты и финансовый центр, не только блеск огней и небоскрёбы. Это огромный океанский порт.
Старый маяк.
Сквозь плотный туман уже видна земля: время в пути всего около двадцати минут, и вот уже видны улицы Стейтен-Айленда.
Район-остров начинается с гигатнской “перехватывающей” парковки. Она уже не бесплатна, но около пяти долларов в день, что для этого города просто гроши. За один только мост придётся заплатить 13. Средняя же цена парковки на Манхэттене — 25 долларов в день.
Здесь есть несколько старинных домов, но если много путешествовал по Штатам — это уже приедается.
Автобусная станция. Отсюда отправляются маршруты по всему острову. Который, пусть и считается самым малонаселённым районом Нью-Йорка, по размеру в три раза превосходит Манхэттен!
Но автобус это не интересно. Другое дело — метро! Здесь оно своё собственное, никак не соединённое с общегородской линией. Официально это даже не метро, а “железная дорога”, хотя вагоны точно такие же, а станции больше напоминают наши подмосковные, где электрички ходят.
Много слышал, но только сейчас попробовал на практике. Между вагонами в нью-йоркском метро можно совершенно спокойно переходить. Кажется, этой “фишки” уже не существует в новых вагонах, но здесь, на Стейтен айленде, курсируют старые составы из восьмидесятых-девяностых годов.
Времени на всё было не очень много, день пасмурный и вот-вот мог начаться ливень. Исследовать целый остров на общественном транспорте долго и неудобно. Я ткнул на карте островной железной дороги в станцию Old Town: там-то должно быть интересно! Сама станция выглядит как какая-нибудь платформа “Заветы Ильича” в далёком Подмосковье.
Выйдя на улицу (здесь нет никаких турникетов, что ещё больше добавляет сходства с станцией электрички в такой глуши, что там даже зайцев нет) я уткнулся в в табличку “Добро пожаловать в исторический Старый город!”. Первые “европейские» люди здесь поселились аж в 1661-м году!
«Спасибо за воровство цветов! Мы тут в районе пытаемся сделать его лучше. Вы низшее существо! И, кстати, пока вы читали это, вас сняла скрытая камера!»
А так район как район. Криминалом не пахнет, на гетто не похоже. Просто очень далеко от центра. Но выглядит прилично. Как и Бутово, которое считают самым страшным районом, на самом деле абсолютно прилично, только расположено слишком далеко.
Но разочарование моё было сильно. В “старом городе”, в “историческом старом городе” оказалось нечего смотреть. Совсем. Вообще. Ничего. Я потратил час времени, чтобы добраться сюда на пароме и метро, а здесь —обыкновенная Америка. Как в 49 других штатах подальше от крупных городов.
Наверное, всё-таки расскажу историю Стейтен айленда, а то даже больше вставить её некуда. Тем более, что история короткая. Почему на острове никто не живёт, почему он не застроен небоскрёбами? Да и вообще, расположи в своё время деловой центр здесь, а не на соседнем островке в три раза меньше, может, Нью-Йорк оказался бы совсем другим городом. Да просто слава у места дурная. Когда-то, добрую сотню лет, здесь жили эмигранты из Италии, которые собирали по всему городу мусор и тащили сюда. Неаполитанцы, наверное. Никаких мусоросжигающих заводов ещё не существовало, и они просто устраивали помойку у себя дома. За вывоз мусора им, естественно, платили деньги. Сами они жили рядом, потому что так бесплатно, а добрая половина Стейтен айленда была просто свалкой. Сейчас этого уже нет, но жить на бывшей помойке всё равно никто не хочет, понты в Нью-Йорке имеют свой вес.
Зато район пришёлся по вкусу новым эмигрантам, они уже открыли свои храмы в зданиях бывших банков.
Словом, погуляв по “старому городу” минут двадцать, я дошёл до станции, с твёрдым намерением уехать отсюда подальше. Но не тут-то было! Поезда ждать ещё полчаса!
Видимо, местные используют железную дорогу только, чтобы добраться до паромной переправы, а для внутреостровного сообщения используют автобусы или личные машины. Зато поезда, идущие “в сторону центра”, синхронизированы с паромом. Приезжает поезд, идёшь на станцию, ждёшь минут десять и грузишься на корабль.
Ждём, когда выйдет одна толпа. Смешиваемся с другой. Вот, снова на пароме.
Этот кораблик поменьше, здесь нет открытых палуб.
Обратный рейс идеален для того, чтобы поснимать небоскрёбы Манхэттена издалека. Но с погодой тотально не везёт.
Но внезапно тучи рассеиваются и появляются первые за два дня солнечные лучи.
И статуя Свободы становится видна куда лучше. И ближе.
Захочу ли я оказаться в Нью-Йорке когда-нибудь ещё? Вряд ли. Но если окажусь — да будет так.
Хотя, есть у меня одна мечта. Я рассказывал её своим друзьям, но никогда не писал. Добраться из Европы в Нью-Йорк регулярным океанским рейсом. Из Гавра или Лондона через Атлантику. Не на круизном лайнере, а на пассажирском “океанобусе”. Но всё это в прошлом. Не раздают больше “голубых лент”, люди попросту перестали путешествовать по воде. Это как “Конкорд”, который никогда больше не взлетит. Несбыточно? Ну так на то и мечта.